Москва - самый богатый и, наверное, самый благоустроенный город в России. А вот на фоне мировых столиц мы, увы, выглядим бледно. Международная консалтинговая компания Mercer Human Resource Consulting оценила качество жизни в 215 крупнейших городах мира. Эксперты сравнили четыре десятка показателей. От уровня преступности до жилищных условий, от экологии до качества медицинских услуг. И что же? На первом месте оказался Цюрих. Москва - на... 171-м! Рядом с нами находится город Хараре в Зимбабве и Лагос в Нигерии. Бред какой-то. Неужели мы так плохо живем?
Жизненного пространства не хватает с детства
Оказалось, рейтинг нам подпортили "низкий уровень личной безопасности" и целый ряд других показателей. Например, плотность населения. Норма комфортного проживания, принятая на Западе, - 15 человек на гектар. В Москве в восемь раз теснее!
- У нас на гектар площади приходится 120 жителей, - объясняет Юрий Бочаров, академик Российской академии строительных наук. - А если вычесть промышленные и зеленые зоны, получится минимум 150. Хуже только в Гонконге...
Как же такое случилось?
- Идет безумное уплотнение застройки, - сетует главный специалист компании "Моспроект-1", заслуженный эколог России Владимир МАШИНСКИЙ. - Нормы, которые существовали при проектировании микрорайонов, сегодня просто не соблюдаются. Например, на территории перед домом должны быть детская и спортивная площадки, места для выгула собак, парковки для машин. Реально же места в лучшем случае хватает только на парковку. Даже в элитных домах. То есть внутри дома все комфортабельнее, а снаружи - тихий ужас. Человек переезжает в просторную квартиру. Сначала счастлив! А потом замечает: с ребенком гулять негде, собаку вывести некуда... Даже детсады в Москве сейчас предписано строить с небольшой, куда меньшей, чем при Советской власти, территорией. Москвичам не хватает жизненного пространства с детства.
Вместо парков - элитки
За постсоветские годы в Москве не появилось ни одного крупного парка. Зато уже существующую зелень активно вырубают под застройку. Валят деревья на Лосином Острове. Разрешили строительство коттеджей в Серебряном Бору. На территории Москворецкого парка, в Крылатском, планируется построить гостиничный комплекс и аквапарк. В природном заказнике "Долина реки Сетунь" появится элитный жилой комплекс. А в Химкинском лесопарке будет лесоповал из-за строительства платного дублера Ленинградки.
Сейчас на каждого жителя Москвы приходится 25 кв. метров зеленых насаждений. Вроде бы немало. Но в Киеве, для сравнения, 210 кв. метров. А в Вашингтоне - 400. К тому же три четверти московских деревьев - лесопарки на окраинах, вроде Битцевского или Бирюлевского. Вы давно там были? А вообще когда-нибудь? Реально же, по оценке экологов, на москвича в его повседневной жизни приходится не больше 6 - 7 квадратов зелени.
А дышим формальдегидом
"Уровень загрязнения атмосферы в целом по городу оценивается как высокий", - сказано в докладе Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Еще бы! В Москве почти 4 миллиона автомобилей, которые дают 92,4% всех выбросов в атмосферу города. А еще около 6 тысяч предприятий, поставляющих нам более 500 загрязняющих веществ. На каждого москвича в год приходится около 100 килограммов выбросов. Сегодня столичный воздух - это разбавленный азотом и кислородом формальдегид, бензопирен и фенол. Хватает аммиака, диоксида азота и оксида углерода. А еще мельчайших частиц, которые поставляют в атмосферу разбитый асфальт и стирающиеся о него шины автомобилей. Особенно опасен грязный воздух для детей.
- Твердые грязевые частицы, попадая на слизистую оболочку органов дыхания, ранят ее, что создает прекрасные условия для проникновения массы бактерий и вирусов, - утверждает главный врач Клинико-диагностического центра Института детских болезней РАМН Лейла Намазова. - В Москве у детей растет заболеваемость бронхиальной астмой и аллергическим ринитом.
Для взрослых грязный воздух не менее опасен. Крошечные частицы загрязнений, как поясняют медики, проникая в кровь, повышают ее свертываемость. Отсюда тромбы в сосудах, повышение давления и риска инфаркта. Если же в Москве построить еще 350 - 400 километров дорог (а именно столько, по данным мэрии, не хватает для того, чтобы разгрузить пробки), столица превратится в задыхающийся от смога Пекин.
В итоге в списке самых загрязненных городов мира мы заняли 14-е место. Рядом с нами "по грязи" африканские мегаполисы - Бамако, Пойнт-Нуар, Луанда и индийский Нью-Дели. Самым чистым городом признали канадский Калгари. Нью-Йорк, с которым Москву зачастую сравнивают, в середине списка. Он в два раза чище российской столицы.
Расширяться надо!
Уже сейчас в Москве, по оценкам экспертов, живут около 13 миллионов человек. И людей все больше. Однако Генеральный план развития Москвы до 2025 года не предусматривает расширения столицы.
- Надо расширяться, объединяться с Московской областью, другого выхода просто нет! - заявил "Комсомолке" Михаил Москвин-Тарханов, председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству. - Область заинтересована в столичных деньгах, а мы - в территории. Москва давно поднимает этот вопрос, но пока у властей области понимания не находит. Даже производства из Москвы мы переносим не в Московскую, а в соседние области. Думаю, что необходим референдум жителей на тему объединения или личное вмешательство президента и вообще федеральных властей.
- Выход из тупика - в децентрализации. И единой программе развития всего Московского региона, - уверен академик Юрий Бочаров. - Нужно перенести в города области производство, научные базы. Да и многие москвичи с удовольствием переселились бы в пригороды, где просторнее, тише и воздух чище. Так, например, поступают жители Вашингтона, Лондона, Парижа. Население этих мегаполисов ежегодно сокращается. А у нас растет на 200 - 250 тысяч в год!
Переселяться в пригороды, считает академик, москвичам мешают дороги. Столице сейчас нужны не кольца, закручивающие движение вокруг центра Москвы, а вылетные хордовые магистрали большой протяженности.
Две хордовые магистрали - Северная и Южная рокады - уже проектируются. А еще власти приняли принципиальное решение: строить автотрассы над железнодорожными магистралями. Но проблема "бутылочного горлышка", когда дорога за пределами МКАД резко сужается, увы, так и не решена. И в Москве становится все теснее и для людей, и для автомобилей.
Генерация страницы 27.12.2024 13:11
|